Пояснительная записка
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого
возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность
которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных
характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время
необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды
относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Цель: обеспечение системы непрерывного образования, связи и согласованности
целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Задачи непрерывного образования на дошкольном этапе:
приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечивать
эмоциональное
благополучие
каждого
ребенка,
его
положительного самоощущения при переходе от игровой деятельности к учебной;
развивать инициативность, любознательность, способность к творческому
самовыражению; расширять знания об окружающем мире, стимулировать
познавательную, коммуникативную, игровую и другие виды активности.
На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:
осознанное принятие ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляцию
поведения в соответствии с ними;
готовность
к
активному
эмоциональному,
интеллектуальному,
коммуникативному взаимодействию с окружающим миром;
согласованность (преемственность) задач дошкольного и начального общего
образования;
желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и
самообразованию;
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в
разных видах деятельности;
развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в
дошкольном детстве.
№ п/п
1.
2.
1.
2.
Содержание
Задачи
Срок
Ответственные
Содержание совместной работы воспитателей детского сада и учителей школы
Обсуждение и утверждение -запланировать совместную работу на учебный год.
Август
Зам.директора по УВР МКОУ
совместного плана работы.
«Черемховская
ООШ»,
старший воспитатель МКДОУ
«Черемховский детский сад»
Участие в педагогических -обмениваться
педагогическим
опытом В
Воспитатели
советах
преемственности детского сада со школой.
групп,
течение подготовительных
учителя начальных классов
года
Содержание работы с детьми
Экскурсия
в
школу -расширить представления воспитанников о школе;
Ноябрь
Воспитатели
подготовительных групп
(посещение
библиотеки, -способствовать плавной адаптации к школе.
спортивного, актового зала,
«Точка роста»)
-выявить знания детей о школе, ее назначении;
Беседа о школе
В течение Воспитатели
-дать воспитанникам информацию о функциях школы; года
подготовительных групп
-развивать познавательный интерес
Чтение и рассказывание -совершенствовать речевые навыки,
стихов о школе
-развивать детское творчество;
способствовать выявлению и раннему развитию
талантливых детей;
-формировать стремление к получению новых знаний.
Рассматривание
картин, -развивать наблюдательность;
отражающих
школьную -учить воспитанников рассуждать на тему школьной
жизнь
жизни, делать выводы.
Изобразительная
-совершенствовать изобразительное творчество детей;
деятельность на тему «Моя -вызвать желание учиться в школе, получать новые
будущая школа»
знания.
Выставка детских работ -оформить выставку детских работ в групповой
«Моя будущая школа»
раздевалке для родителей.
Сюжетно-ролевая игра «Я – -помочь воспитанникам примерить на себя роль
школьник»
ученика в процессе игровой деятельности.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
Рассматривание
школьных
принадлежностей.
Дидактическая игра «Собери
портфель»
Экскурсия
в
школу
(посещение библиотеки,
«Точка роста»)
Беседа о профессии учителя
(с приглашением учителя
начальных классов)
Оформление тематической
стенгазеты «Готовимся к
школе»
Экскурсия в класс, встреча с
первоклассниками
-формировать
представление
принадлежностях, их назначении.
о
школьных
-расширить представления воспитанников о школе;
-способствовать плавной адаптации к школе.
Январь
Воспитатели
подготовительных групп
-воспитывать уважение к учителю;
-развивать познавательную активность воспитанников.
Март
-сформировать у родителей позитивный настрой к
обучению детей в школе.
Апрель
Учителя начальных классов,
воспитатели
подготовительных групп
Воспитатели
подготовительных групп
-формировать позитивное
обучения в школе.
отношение
к процессу Май
Выпуск детей из детского -провести
выпускной бал для воспитанников Май
сада
подготовительной группы;
-обеспечить положительное самоощущение ребенка в
окружающем мире.
Содержание работы по взаимодействию с родителями
Родительское
собрание -довести до сведения родителей основные задачи
Сентябрь
«Подготовка к школе в образовательной программы ДОУ;
системе «детский сад – семья -проинформировать
о том, какими знаниями,
– школа»
умениями, навыками должен владеть будущий
первоклассник.
Консультация
-оказать консультативную помощь родителям по теме Январь
«Гиперактивный ребёнок в «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе»
детском саду и школе».
Выпуск брошюр «Развиваем
внимание у детей».
Консультация «Готовим руку -проинформировать родителей о приемах подготовки Март
к письму»
руки детей к письму в школе,
Учителя начальных классов,
воспитатели
подготовительных групп
Музыкальный руководитель,
родительский
комитет,
воспитатели
подготовительных групп
Воспитатели
подготовительных
групп,
учителя начальных классов,
старший воспитатель
4.
-дать ссылки на электронные адреса сайтов с
обучающими материалами по теме подготовки к школе
Родительское
собрание -оказать консультативную помощь родителям по Май
«Скоро в школу мы пойдем» вопросам адаптации детей к школе,
(совместно
с
учителем -проинформировать, какие канцелярские товары и
начальных классов).
школьные принадлежности надо приобрести,
-проинформировать,
какую
образовательновоспитательную работу следует провести с детьми в
летнее время для позитивного настроя детей на
успешное обучение в школе.
5.
Оформление
информационного стенда на
сайте ДОУ для родителей по
подготовке детей к школе:
6.
Проведение консультаций для
родителей будущих
первоклассников
- «Как подготовить ребенка к школе»
- «Десять заповедей родителям»
- «Портрет первоклассника, неготовогок школе»
-«Как правильно организовать дома рабочее место
ученика?»
- Памятка для родителей по созданию
благоприятной семейной атмосферы.
- «Что такое готовность к школе?»;
- «Десять советов родителям будущихпервоклассников»;
- «Интеллектуальная готовность ребёнка к школе»;
- «Режим будущего школьника»;
«Как подготовить к школегиперактивного ребёнка?»;
Старший воспитатель,
воспитатели подготовительных
групп
В течение воспитатели подготовительных
года
групп
В течение
года
Учителя начальных классов,
воспитатели
подготовительных групп
- «Что должны знать и что могут сделать родители,
чтобы ребёнок с
удовольствием и успешно учился?»